Конспект технологической карте технология - Конспект урока по технологии. Технологическая карта

Технологическая карта урока как одно из квалификационных требований к педагогу появилась достаточно давно, однако требовать её разработку в обязательном порядке стали сравнительно недавно. Технологическая карта урока обладает рядом особенностей, отличающих её от план-конспекта. В настоящее время новый ФГОС требует от учителя более высокого уровня наглядного планирования и детализации предстоящего урока.

Соответственно внедрение технологической карты урока стало важным шагом в оптимизации деятельности учителя.

Отличие технологической карты от конспекта урока

Конечно, многие педагоги со мной не согласятся. Форумы пестрят негативными комментариями. Но если разобраться в структуре, особенностях и процессе построения технологической карты урока, то становиться, очевидно, она обладает стандартизированной формой. Технологическая карта урока представляет собой многокомпонентный документ, при помощи которого педагог реализует своё видение планирования урока в условиях подачи того или иного материала.

Важно отметить, что само понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Больше всего негодование технологическая карта урока вызвала у педагогов старой школы. Молодым преподавателям гораздо проще адаптироваться к подобным нововведениям.

Технологическая карта урока создаётся педагогом с целью раскрытия общедидактических принципов и алгоритмов организации учебного процесса, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт таких как:.

В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности.

Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции:.

Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится:.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока.

Отличие технологической карты от конспекта урока

Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности [1].

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока дает возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы план-конспекта как:. Задачи урока — данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности [3]. Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

Сообщение темы и цели в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности — кластер.

В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения.

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей. Построение "дерева" "темы", построение "здания темы".

Учебные ситуации, "пересечение тем". Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков глубина задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи гибкость , задачи с избыточными, противоречивыми данными способность к оценочным действиям.

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем.

Конспект урока по технологии. Технологическая карта - начальные классы, уроки

Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы.

Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Метапрпедметные умения — это универсальные учебные действия УУД. Метапрпедметные умения Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах [2]. В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт таких как: Методология создания технологической карты урока В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока.

Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции: Рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде; Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока; Разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру внося элементы отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится: Структура технологической карты урока Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Структура технологической карты урока Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса.

Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы план-конспекта как: Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач. Цель урока определяется следующими факторами: Планируемые результаты урока Пути реализации зафиксированного план урока. Опорная таблица для конструирования технологической карты урока Образовательные задачи урока Возможные методы и приёмы выполнения Организационный этап Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

Проверка выполнения домашнего задания Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы Подготовка учащихся к работе на основном этапе Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта Сообщение темы и цели в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности — кластер.

В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом Этап усвоения новых знаний и способов действий Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору Работа с определением Использование обыденных аналогий Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения Первичная проверка понимания изученного Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу Этап закрепления новых знаний и способов действий Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий Применение знаний и способов действий Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия Обобщение и систематизация Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение "дерева" "темы", построение "здания темы".

Учебные ситуации, "пересечение тем" Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков глубина задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи гибкость , задачи с избыточными, противоречивыми данными способность к оценочным действиям Коррекция знаний и способов действий Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем.

Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками Информация о домашнем задании Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Три уровня домашнего задания: Стандартный минимум Повышенный Творческий Подведение итогов занятия Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися Рефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты Итак, зачем же нужна технологическая карта урока?

Значение технологической карты урока Технологическая карта позволит учителю: Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы; Освободить время для творчества; Определить возможности реализации межпредметных знаний; На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; Обеспечить повышение качества образования.

Литература Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. РИО РУНМЦ МО РБ, Формирование у учащихся общеучебных умений: Изд-во Российского открытого университета, Образование и воспитание Педагогическая наука Педагогическое общение Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста Самоанализ урока Информационно-коммуникативные технологии ИКТ-компетентность.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору. Работа с определением Использование обыденных аналогий Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения.

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий. Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Три уровня домашнего задания: Стандартный минимум Повышенный Творческий.

Согнём заготовку по контуру. Мне не страшен дождь и гром,.