Основные методы сравнений - Сущность метода сравнения

Сравнение является универсальным методом познания, и оно используется в экономическом анализе очень часто, как в качестве самостоятельного приема, так и в составе других методов. Сравнение — это сопоставление изучаемого объекта с уже изученным для нахождения черт сходства либо различий между ними.

С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются отличия или изменения в уровне и состоянии исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития. С помощью сравнения решаются следующие основные задачи:. Сравнение фактических значений показателей отчетного периода отчетной даты с данными прошлых периодов предыдущих дат. Это дает возможность оценить направление и скорость изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

Этот тип сравнений называют временным сравнительным анализом. Сопоставление фактического уровня показателей с плановым. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, выявления неиспользованных резервов. Сравнение фактических значений показателей с утвержденными нормами и нормативами. Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необходимо для контроля соблюдения установленных нормативов, выявления экономии или перерасхода ресурсов, для оценки степени эффективности их использования и для определения утерянных возможностей.

Сравнение уровня показателей изучаемого объекта со значениями показателей других объектов. Например, уровень рентабельности анализируемой фирмы можно сравнить с уровнем рентабельности фирмы-конкурента или с уровнем рентабельности лучшей в данной сфере деятельности фирмы. Сравнения этого типа позволяют выявлять и перенимать положительный опыт; они используются в конкурентной борьбе.

Сравнение разных объектов называется пространственным или межхозяйственным сравнительным анализом. Сравнение показателей исследуемой организации со среднеотраслевыми данными. Такое сравнение используется для более полной и объективной оценки уровня развития организации, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты ее хозяйственной деятельности.

Сравнение параллельных и динамических рядов показателей. Сравнение этого типа используется в экономическом анализе для определения формы и направления связи между разными показателями.

С этой целью значения одного из показателей необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: Сравнение разных вариантов планов, проектов, управленческих решений для выбора оптимального варианта.

Сравнение значений показателей до и после реализации плана , проекта, управленческого решения для оценки их качества. Описанные в предыдущей главе горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ также являются по своей сути сравнениями.

Горизонтальный и трендовый анализ — это временной сравнительный анализ, а вертикальный анализ — это сравнение части и целого, сравнение отдельных частных показателей с итоговым с целью выявления вклада этих показателей в общий итог. Сравнение двух и более значений одного и того же показателя называется одномерным. Таковым является, например, сравнение курса ценной бумаги на разные даты.

При наличии шкалы такое сравнение не вызывает затруднений: Сравнение двух и более значений двух и большего количества показателей называется многомерным. По результатам такого сравнения бывает трудно сделать однозначный вывод. Например, необходимо сравнить два предприятия и выявить, какое из них лучше, по двум показателям: Если рентабельность выше у первого предприятия, а производительность труда лучше на втором, непонятно, как же определить лучшее из них.

Чтобы избежать неоднозначности выводов, многомерное сравнение нужно свести к одномерному. Для этого используются специальные методы, называемые методами расчета комплексной оценки. Суть этих методов — в замене нескольких показателей, по которым проводится сравнение, одним показателем комплексной оценкой.

В экономическом анализе очень широко применяется так называемый коэффициентный метод. Коэффициент — это относительный показатель, безразмерная величина, он является результатом деления одного абсолютного показателя на другой. Абсолютные показатели в экономике чаще всего являются результатом учета бухгалтерского, статистического и т. Путем деления одного абсолютного показателя на другой можно сопоставить их величины, определить долю одного показателя в другом, определить расход ресурса на каждую единицу получаемого экономического результата и т.

Выше перечислены разновидности относительных величин по форме.

Метод сравнения продаж

По содержанию различают относительные величины динамики, уровня выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и эффективности. Динамику, то есть изменение показателей во времени, характеризуют относительные величины динамики: Например, индекс инфляции характеризует уровень покупательной способности денег в один момент времени по отношению к другому.

Методы расчета и использование показателей динамики подробно будут описаны ниже, в разделе о методах экономической статистики. Относительная величина уровня выполнения плана рассчитывается как отношение фактического значения показателя к запланированному и, таким образом, характеризует уровень выполнения плана по какому-либо показателю назовем его П.

Как правило, такая величина выражается в процентах:. Относительные величины структуры используются, чтобы рассчитать вклад какого-либо частного показателя в общий итог, оценить значимость отдельных составляющих по отношению ко всему объекту. Например, коэффициент мобильности характеризует долю оборотных активов в общей сумме активов организации которые, как известно, складываются из оборотных и внеоборотных активов:.

Кроме долей, структуру можно характеризовать показателями удельного веса они выражаются в процентах. Относительные величины координации характеризуют соотношение между двумя частными показателями, входящими в общий итог.

Метод сравнения продаж

Они позволяют определить, во сколько раз один показатель больше или меньше другого, или установить равенство между ними. Например, коэффициент финансового риска представляет собой соотношение между величинами заемного и собственного капитала организации и характеризует, во сколько раз заемный капитал больше собственного:. Относительные величины интенсивности применяются, в основном, для макроэкономического анализа. Они характеризуют степень распространенности какого-либо явления или уровень развития какого-либо процесса.

Это, например, такие показатели, как уровень смертности, безработицы или заболеваемости гриппом. Эти показатели рассчитываются в человеках на 1 тыс. Относительные величины эффективности наиболее востребованы в экономическом анализе. Они представляют собой отношение величины экономического эффекта к величине или затратам ресурса, который был использован для достижения эффекта:.

Соответственно, их значение характеризует величину эффекта в пересчете на единицу ресурса. В качестве экономического эффекта может выступать сумма дохода, объем продукции, сумма прибыли и т. Наиболее известны такие показатели эффективности, как показатели рентабельности или показатели отдачи ресурсов фондоотдача, материалоотдача и т. Например, материалоотдача — это объем продукции, произведенной с каждой единицы затрат материальных ресурсов. Она рассчитывается следующим образом:.

Расчет любой относительной величины — это, по сути, сравнение двух абсолютных величин. Таким образом, коэффициентный метод — это развитие метода сравнения. При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. I - Неформализованные методы принятия управленческих решений I. Методологические основы системы Декарта I. Методы проведения маркетинговых исследований. Определение и проблемы метода I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами I.

Производственный микроклимат, нормирование, приборы и методы контроля. Производственная пыль, классификация, нормирование, приборы и методы контроля. II - Формализованные методы принятия управленческих решений II Учебно-методическое обеспечение II. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? С помощью сравнения решаются следующие основные задачи: В анализе чаще всего используются следующие разновидности сравнений.

О Сайте Рефераты Правила Пользования Правообладателям Обратная связь. Социология Технические науки Финансы Экономика Аудит Институциональная экономика Информационные технологии в экономике История экономики Логистика Макроэкономика Международная экономика Микроэкономика Мировая экономика Налоги и налогообложение Операционный анализ Оптимизация Страхование Управленческий учет Экономика Экономика шпаргалки Экономика и управление народным хозяйством по отраслям Экономика предприятия Экономическая теория Экономический анализ Юриспруденция. Чтобы избежать неоднозначности выводов, многомерное сравнение нужно свести к одномерному.

Основные инструментальные положения метода Основные инструментальные положения метода.