За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена - Ответственность за нарушение авторских и смежных прав, штраф в РФ

Российское законодательство предусматривает возможность наступления гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности за нарушения авторских и смежных прав. Применение мер уголовной ответственности не исключает возможности предъявления гражданского иска, и наоборот. Закон и Гражданский кодекс Российской Федерации позволяют правообладателям при нарушении их прав требовать возмещение убытков, пресечение действий, нарушающих права, выплату компенсации морального вреда и т.

США по курсу на день написания данной части книги. Компенсация выплачивается в размере, определяемом судом с учетом обстоятельств конкретного дела, причем даже независимо от наличия и доказанности убытков. Несомненно, имеет смысл попытаться увязать размер истребуемой компенсации хотя бы с предполагаемым доходом, который мог получить нарушитель. Предоставляемая Законом возможность взыскания особой компенсации, как ожидалось, должна была облегчить борьбу с нарушениями авторских и смежных прав.

На практике чаще всего при подаче иска в суд правообладатели требуют выплаты им компенсации. В связи с тем, что при подаче исков авторы ранее освобождались от уплаты государственной пошлины, суммы истребуемой компенсации порой выглядели весьма внушительно. Правда, суды присуждали ее в гораздо меньшем размере. С отменой льготы для авторов в связи с необходимостью выплачивать при обращении в суд государственную пошлину в размере нескольких процентов от суммы иска аппетиты правообладателей уменьшаются.

Что касается иных расходов на судебный процесс, то они, как правило, не слишком велики. Во всяком случае затраты на юридическую помощь в России совершенно несопоставимы со стоимостью юридических услуг в Европе или США, если, разумеется, не пытаться обращаться за их оказанием в российское подразделение иностранной юридической компании. Длительность судебных процессов может достигать нескольких лет при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции или составлять от нескольких месяцев до полутора лет — при обращении в арбитражные суды.

За рубежом подобные процессы обычно тоже не заканчиваются быстро. В то же время следует учитывать, что все затраченные усилия и вложенные в судебный процесс средства могут оказаться напрасными, поскольку к моменту выигрыша дела у организации-нарушителя не окажется ни средств, ни имущества, на которые можно будет обратить взыскание. Уголовная ответственность за нарушения авторских и смежных прав предусмотрена ст.

Нарушителям авторских и смежных прав может угрожать до 5 лет лишения свободы к уголовной ответственности в Российской Федерации могут быть привлечены только физические лица.

При рассмотрении уголовного дела может быть одновременно заявлен и рассмотрен гражданский иск в уголовном процессе. Упоминание о возможности обращения в органы дознания и следствия с требованием о возбуждении уголовного дела может использоваться в качестве одного из аргументов при проведении претензионной работы. Однако как инструмент борьбы с нарушениями авторских и смежных прав уголовная ответственность обычно малоэффективна.

Предусмотрена возможность конфискации оборудования и материалов, используемых для производства контрафактных экземпляров, однако такого рода меры применяются только в рамках уголовного процесса. Несмотря на то что российское законодательство, за исключением специально предусмотренных случаев, не требует предъявления претензий к нарушителям до подачи иска в суд, на практике имеет смысл попытаться урегулировать возникший конфликт в претензионном, досудебном порядке.

Подобная структура претензии приближает ее к практикуемой структуре искового заявления, что позволяет в случае принятия решения об обращении в суд довольно быстро подготовить новый документ — исковое заявление на основе ранее предъявлявшейся претензии с внесением в нее минимальных изменений.

Что касается приводимых в претензии юридических угроз, то в зависимости от ситуации они могут быть самыми разными, включая, например, упоминание о возможности:. В зависимости от реакции на претензию или отсутствия таковой можно принимать решения о дальнейших действиях.

Во многих случаях имеет смысл ограничиться проведением только претензионной работы, особенно если отсутствуют перспективы получения существенной компенсации например, в связи с незначительностью нарушения, трудностью его доказывания, возможной несостоятельностью ответчика и т. Можно также попытаться заинтересовать ответчика возможностями дальнейшего сотрудничества после урегулирования конфликта. В конце концов, плохая договоренность всегда лучше, чем хороший судебный процесс, как ни печально это звучит для юристов, получающих почасовую оплату за свой труд.

Тексты большинства международных договоров на русском, английском, французском и др. Бернская конвенция охраняет произведения в области литературы, науки и искусства вне зависимости от формы и способа их выражения. Цель Конвенции, как говорится в ее преамбуле, состоит в обеспечении возможно более эффективным и единообразным путем охраны прав авторов на их литературные или художественные произведения. В основу ее положены три основных принципа:.

Страна, участвующая в Бернской конвенции, обязана предоставить национальный режим без сравнения уровней охраны в других странах. В то же время Конвенция, требуя обеспечить национальный режим охраны авторских прав, не препятствует более широкой охране и защите авторских прав, чем предусмотрено ее нормами. Перечислим кратко права, которые специально предусматриваются и гарантируются Бернской конвенцией:. Так называемое право долевого участия право следования , устанавливаемое ст. Наряду с имущественными правами в Бернской конвенции в ст.

Для некоторых произведений Бернская конвенция предусматривает положения о факультативной охране, т. В Бернской конвенции содержится комплекс положений, предусматривающих ограничения исключительных прав, которые закреплены в качестве минимального уровня охраны. Как правило, почти все такие исключения основаны на принципе использования в соответствии с добрым обычаем. В Бернской конвенции предусматриваются два случая установления так называемых принудительных лицензий:. Такая система, в соответствии с которой исключительное право на выдачу разрешения на совершение того или иного действия может сводиться только к праву на получение вознаграждения, известна как система принудительного лицензирования.

Эти лицензии называются принудительными, так как являются результатом применения закона, а не использования обладателем авторского права своего исключительного правомочия давать разрешение на соответствующее использование своего произведения.

Кроме того, в отношении исключительного права на перевод Бернская конвенция предоставляет возможность присоединяющимся к ней развивающимся странам сделать специальную оговорку в соответствии с так называемым правилом 10 лет п.

В настоящее время Закон полностью соответствует требованиям Бернской конвенции и даже обеспечивает более высокий уровень охраны, чем требуют ее положения. Кроме того, многие допускаемые Бернской конвенцией ограничения охраны авторских прав в российском Законе отсутствуют.

Российская Федерация продолжила быть членом этой международной организации. Для многих стран Всемирная конвенция являлась промежуточным, переходным этапом на пути к Бернской конвенции. Положения Всемирной конвенции не подлежат применению в случаях, когда речь идет об охране произведений, страна происхождения которых участвует в Бернской конвенции, если охрана испрашивается в другой стране, участвующей в Бернском союзе.

В связи с присоединением подавляющего большинства государств к Бернской конвенции значение Всемирной конвенции существенно снизилось. Возникновение необходимости охраны смежных прав было связано с научно-техническим прогрессом, с появлением различных способов звуко— и видеозаписи, распространением радио— и телевизионного вещания.

Римская конвенция основана на закреплении двух принципов:. США в Римской конвенции не участвует. Римская конвенция не требует от государств-участников предоставления какой-либо охраны в отношении фонограмм, записанных до даты присоединения государства к Римской конвенции, а также в отношении исполнений и передач в эфир, которые были осуществлены до этой даты.

Аналогичный подход отсутствие так называемой ретроактивной охраны предусматривается рядом других соглашений в области смежных прав в том числе Женевской конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Женевская фонограммная конвенция представляет собой специфическое дополнение к Римской конвенции. Женевская конвенция не требует предоставления национального режима охраны для иностранных обладателей прав на фонограммы, а только предусматривает для государств-участников обязанность по предоставлению охраны интересов производителей фонограмм в отношении весьма ограниченного перечня действий ст.

Фактически Женевская конвенция предназначена только для борьбы с тиражированием и распространением контрафактных экземпляров фонограмм на разных материальных носителях.

Членами Женевской конвенции являются около 60 стран, в том числе США. Брюссельская конвенция предусматривает только общее обязательство присоединяющихся государств принимать меры для предотвращения перехвата и распространения на их территориях сигналов, несущих программы иностранных вещательных организаций.

Действие Брюссельской конвенции не распространяется на случаи использования спутников прямого вещания, при котором сигналы, посылаемые на спутник, демодули-руются самим спутником и могут после их передачи со спутника приниматься публикой непосредственно с помощью бытовых приемных устройств без участия наземных приемных станций. Указанное ограничение сферы действия Бернской конвенции оказалось весьма существенным, поскольку в дальнейшем распространение радио— и телевизионных программ с использованием средств спутниковой связи оказалось во все возрастающей степени связано именно со спутниками прямого вещания.

Всего в Брюссельской конвенции участвуют менее 30 государств. Россия продолжает оставаться членом в Брюссельской конвенции. Особенно важное значение имело в период до присоединения Российской Федерации и большинства других государств, расположенных на территории бывшего СССР, к Бернской конвенции и ряду других международных договоров в области авторского права и смежных прав.

Двусторонние соглашения, заключенные в разное время СССР и Россией с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией, предусматривали взаимное предоставление сторонами национального режима охраны авторских прав. Соглашение о правовых аспектах прав интеллектуальной собственности Соглашение TRIPS , входящее в пакет документов о создании ВТО, предусматривает обязательность предоставления всеми участвующими странами охраны:.

Главным последствием подписания Соглашения TRIPS в рассматриваемой области станет расширение круга государств, с которыми Российская Федерация окажется связана взаимными обязательствами в области смежных прав, а также предоставление ретроохраны иностранным фонограммам и исполнениям. Что касается авторских прав, то в силу фактически глобального действия Бернской конвенции, в которой Российская Федерация уже участвует, существенных изменений в отношении охраны иностранных произведений не произойдет.

Однако на самом деле эти акты регулируют не только вопросы, связанные с Интернетом. Скорее, можно отметить, что появление Интернета, развитие форм цифровой записи произведений, распространение новых способов коммуникации послужили причиной для тщательного пересмотра и систематизации положений, действующих на международном уровне в сфере авторского права и смежных прав.

Основные положения ДАП и ДИФ не сводятся только к введению нового права, связанного с использованием произведений в цифровой форме, в том числе в интерактивных цифровых сетях в России получившего название права на доведение до всеобщего сведения. ДАП и ДИФ предусматривают также дальнейшее расширение предоставляемой охраны, систематизацию правовых норм, уточнения перечней и содержания допускаемых исключений и ограничений.

В частности, ДАП содержит общие, относящиеся не только к преобразованным в цифровую форму произведениям положения о праве на распространение, праве на прокат, праве на сообщение для всеобщего сведения, а также устанавливает для стран-участниц обязательство предусматривать адекватные и эффективные меры, позволяющие правообладателям защищать свои права от нарушений включая положения об ответственности за обход технических средств, за удаление или изменение информации об управлении правами и т.

На этих же принципах основаны разрабатываемые в настоящее время проекты договора ВОИС по аудиовизуальным исполнениям и договора ВОИС об охране прав вещательных организаций.

В числе изменений, внесенных в российский закон об авторском праве и смежных правах, значительная часть обусловлена стремлением привести его в соответствие с положениями ДАП и ДИФ. При работе над внесением изменений в российский закон об авторском праве и смежных правах многие положения международных договоров в частности, ДАП и ДИФ зачастую рассматривались именно через их отражение в директивах ЕС.

Обнародование произведения — это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики, например, путем его показа по телевидению, публичного исполнения концерт, лекция и т.

С обнародованием произведения Закон связывает важные последствия, в частности возможность использования обнародованного произведения без согласия автора в установленных Законом случаях. Обнародование может осуществляться только с согласия автора. Именно автор вправе решать, готово его произведение для представления публике или нет.

Произведение, сделанное доступным публике без согласия автора, не считается обнародованным. Возможно обнародование без опубликования, однако опубликование ранее необнародованного произведения всегда приводит также к обнародованию такого произведения, например, при опубликовании и выпуске в обращение ранее необнародованной книги.

В международных договорах об авторском праве и смежных правах, в том числе в Бернской конвенции, Всемирной конвенции об авторском праве и др. Такой подход не случаен: В то же время, с точки зрения обеспечения интересов авторов или иных правообладателей, важным является закрепление во внутреннем законодательстве охраны любых произведений, независимо от факта их опубликования.

Закон также связывает с опубликованием произведения некоторые особые последствия, например, при определении сроков охраны произведений, которые не были опубликованы при жизни автора.

В теории авторское право иногда рассматривают как особую законодательно установленную монополию, позволяющую автору или его правопреемникам контролировать использование произведения. На практике данный подход оказывается более или менее применим в отношении так называемых исключительных прав, но авторское право не ограничивается только этими правами.

Особый вид монополии может наблюдаться при коллективном управлении авторскими и смежными правами. С точки зрения наиболее эффективного осуществления посредничества между правообладателями и пользователями, наиболее целесообразным подходом является работа одной организации по коллективному управлению правами в каждой области использования произведений и объектов смежных прав на радио и телевидении, при осуществлении концертной деятельности, в Интернете, при репродуцировании и т.

Статья 45 Закона об авторском праве предусматривает, что в отношении организаций по коллективному управлению антимонопольное законодательство не применяется.

В то же время Закон об авторском праве не содержит механизмов ограничения числа организаций по коллективному управлению, действующих в каждой области использования. Признание того, имеет ли место результат творческой деятельности, осуществляется для каждого конкретного случая, исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество. Обычно отмечается, что результат деятельности, осуществляемой по какому-либо известному алгоритму, не рассматривается в качестве результата творческой деятельности в том смысле, какой придает этому выражению закон об авторском праве.

Однако авторским правом вполне могут охраняться карты, чертежи и другие объекты, для создания которых важное значение имеет именно соблюдение определенных формальных алгоритмов их получения.

Охрана авторским правом фотографических произведений вообще исходит из творческого характера деятельности по получению фотографических изображений. При этом в Законе об авторском праве нет различия между произведениями художественной фотографии и любыми иными фотоизображениями. Мало того, в последнее десятилетие судебная и административная практика пошла по пути признания и защиты в ряде случаев авторских прав даже на отдельные слова и выражения, которые существовали в русском языке еще до создания произведения автором, но были творчески переосмыслены им и стали широко известны именно в связи с произведением автора.

В законе термин никак не определяется и используется в самых разных значениях. Очевидно, что когда речь идет о необходимости получения согласия разрешения от правообладателя, под ним понимается обладатель исключительных авторских или смежных прав на соответствующие способы использования произведения, исполнения, фонограммы или передачи вещательной организации.

В некоторых случаях в Законе под правообладателями понимаются лица, которые вправе получать вознаграждение, например, в тех случаях, когда допускается использование произведений или объектов смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, т. Первый из таких критериев — географический место первого выпуска в свет. В случае если произведение впервые было выпущено только в стране — члене Бернского союза, именно эта страна и станет страной происхождения произведения.

Географический критерий место первого выпуска в свет в этом случае имеет преимущество перед гражданством или обычным местом жительства критерий личности. Если российский автор или автор, имеющий обычное место жительства на территории России, впервые публикует свое произведение в другой стране — члене Бернского союза, то именно эта страна признается страной происхождения такого произведения.

Если произведение, охраняемое Бернской конвенцией в силу упомянутого выше географического критерия места первого выпуска его в свет , выпускается в свет одновременно в какой-либо стране — члене Бернского союза и в стране, не входящей в состав Союза, страной происхождения будет страна — член Бернского союза. В отношении произведений, охраняемых Бернской конвенцией в силу критерия личности гражданства или обычного места жительства и не выпущенных в свет или впервые выпущенных в свет за пределами территории стран — членов Бернского союза, предусмотрено, что страной происхождения произведения в этом случае будет страна, гражданином которой является автор.

Данное положение справедливо не только в отношении гражданства, но и обычного местожительства, которое для целей Бернской конвенции приравнивается к гражданству. Бернской конвенцией не предусматривается охрана неопубликованных произведений авторов, которые не являются гражданами стран — членов Бернского союза и не имеют обычного местожительства в них.

Существует два исключения из правил, которые применяются в отношении неопубликованных произведений или произведений, впервые опубликованных за пределами стран — членов Бернского союза. Одно из них касается кинематографических произведений, страна происхождения которых определяется по обычному месту жительства месту расположения его изготовителя или месту нахождения его штаб-квартиры.

Это правило применяется только к не выпущенным в свет произведениям или к произведениям, впервые выпущенным в свет вне территории стран — членов Бернского союза. Другое исключение касается произведений архитектуры и художественных произведений, являющихся частью зданий или сооружений. Установлено, что если архитектурное произведение сооружено в какой-либо стране — члене Бернского союза или художественное произведение размещено в этой стране, именно она и будет страной происхождения произведения независимо от гражданства архитектора или художника либо их обычного местожительства.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства авторское право , фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания смежные права.

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;.

Произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:.

Часть произведения включая его название , которая удовлетворяет требованиям п. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных ст.

Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ в том числе на операционные системы , которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. К объектам авторского права также относятся: Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Не являются объектами авторского права: Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц соавторство , принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Автору сборника и других составных произведений составителю принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющий результат творческого труда составительство.

Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Какая ответственность за нарушение авторских прав?

Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре.

Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения с текстом или без текста сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее автор романа, положенного в основу сценария, и другие , так и созданных в процессе работы над ним оператор-постановщик, художник-постановщик и другие , пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя служебное произведение , принадлежит автору служебного произведения.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях работодателю , если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий п. Личные неимущественные права 1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения право на отзыв при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения.

При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Ограничения указанных в п. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения право доступа.

При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Переход права собственности на произведение изобразительного искусства возмездно или безвозмездно от автора к другому лицу означает первую продажу этого произведения. В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены право следования.

Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных ст.

Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:.

При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем.

При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:.

Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Свободное публичное исполнение Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний. Свободное воспроизведение для судебных целей Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью. Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания.

Организация эфирного вещания может без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир, при условии, что такая запись производится организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственных передач.

При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором записанного произведения. Такая запись может быть сохранена без согласия автора произведения в официальных архивах, если запись носит исключительно документальный характер.

Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения:.

При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей, чем указано в пп. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия автора или иного обладателя исключительных прав и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст декомпилировать программу для ЭВМ или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:.

Применение положений настоящей статьи не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного обладателя исключительных прав на программу для ЭВМ или базу данных. Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения.

В изъятие из положений ст. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в п. Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями ст.

Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом п.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти.

Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого п. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. В случае если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора ст. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние.

Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.

Ответственность за нарушение авторских прав

Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. Имущественные права, указанные в ст. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и или другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Авторский договор должен предусматривать: При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.

Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров — Правительством Российской Федерации. Минимальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимального размера заработной платы. Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.

Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.

Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.

Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс.

Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

Права производителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если:. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны в соответствии с настоящим Законом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров Российской Федерации осуществляется в отношении соответствующих исполнения, фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия смежных прав.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, указанные в настоящем разделе, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Исполнитель осуществляет указанные в настоящем разделе права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и или на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:.

Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:. Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:.

Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы ст.

Исключительное право исполнителя, предусмотренное пп. Разрешения, указанные в пп. Разрешения, указанные в п. Размер вознаграждения исполнителю за такое использование также устанавливается в этом договоре. Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем прав, указанных в пп. Предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

Исключительные права исполнителя, предусмотренные п. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:. Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения.

Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры. Исключительные права производителя фонограммы, предусмотренные п.

Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя.

Сбор, распределение и выплата вознаграждения, предусмотренного п. Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну. Пользователи фонограмм должны предоставлять организации, указанной в п. Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации эфирного вещания разрешать осуществление следующих действий:. Исключительное право организации эфирного вещания, предусмотренное п.

Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, организации кабельного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации кабельного вещания разрешать осуществление следующих действий:. Исключительное право организации кабельного вещания, предусмотренное пп.

Ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания. При этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только при соблюдении положений ст.

Воспроизведение фонограммы допускается при условии выплаты вознаграждения в соответствии со ст. Не применяются положения ст. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, применяются без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений.

Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные ст. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.

Исчисление сроков, предусмотренных пп. В случае если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

К наследникам в отношении юридических лиц — к правопреемникам исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных в пп.

В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи , могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

В соответствии с настоящим Законом организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью. По отношению к деятельности такой организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами.

Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения ст. Любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, охраняемых в соответствии с разд.

III настоящего Закона, вправе передать по договору осуществление своих имущественных прав такой организации, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе.

На основе полномочий, полученных в соответствии с п. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований. Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с п.

Все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе сохранять невостребованное вознаграждение, включая его в распределяемые суммы или обращая на другие цели в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав по истечении трех лет с даты его поступления на счет организации.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции:. Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, представляемых такой организацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности:.

При этом организация вправе вычитать из собранного вознаграждения суммы на покрытие своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав;.

Обладатели авторских и смежных прав, не предоставившие полномочий организации в отношении сбора вознаграждения, предусмотренного в п. Нарушение авторских и смежных прав. Контрафактные экземпляры произведения и фонограммы. Незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторских и смежных прав. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав. Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном Законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и или смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.

Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских и смежных прав, совершать определенные действия изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт или иное предусмотренное настоящим Законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести определение о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. При наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведений или фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Идею включения норм об интеллектуальной собственности в отдельный раздел Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ пытались воплотить на протяжении более чем десяти лет. Далее рассматриваются некоторые наиболее существенные отличия и нововведения, включенные в текст принятой новой части ГК РФ.

Следует учитывать, что существует значительная вероятность того, что в четвертую часть ГК РФ уже в ближайшее время будут вноситься некоторые изменения. Исходя из опыта некоторых зарубежных стран разработчики новой части ГК РФ сочли уместным установить особую охрану прав так называемых изготовителей баз данных.

Создание баз данных, несомненно, в ряде случаев требует значительных финансовых затрат и организационных усилий. Однако если по своему составу и расположению подобная база данных не является оригинальным результатом творческой деятельности либо состоит из не охраняемых авторскими правами элементов например, каталог, таблицы измерений технических параметров, телефонный справочник, информационный архив и т.

Разумеется, подобный расплывчатый критерий будет вызывать немалые сложности на практике. Такое право действует независимо от того, существуют ли авторские права на отдельные части базы данных или на базу данных в целом, то есть является ли база данных или ее отдельные элементы результатами творческой деятельности. Публикатором признается гражданин, который обеспечил обнародование какого-либо произведения, ранее не обнародованного и находящегося в общественном достоянии ст.

Предполагается, что предоставление особых смежных прав публикатора должно способствовать росту заинтересованности в доведении до широкой публики редких, ранее не публиковавшихся произведений.

За публикатором закрепляется исключительное право, позволяющее, за некоторыми исключениями, разрешать или запрещать использование обнародованного им произведения. Следует учитывать, однако, что права публикаторов не возникают в случае обнародования произведений, хранящихся в государственных и муниципальных архивах. При создании и использовании таких объектов необходимо получение разрешений на использование в отношении каждого из включенных в них результатов интеллектуальной деятельности. Существенных изменений перечня авторских и смежных прав и толкования связанных с ними понятий воспроизведение, распространение, сообщение и т.

Таким образом, если в настоящее время право на защиту репутации автора считается нарушенным только при таких искажениях произведения, которые наносят ущерб чести и достоинству автора, то право на неприкосновенность произведения будет считаться нарушенным в случае внесения любого изменения в произведение, например, даже при его снабжении ссылками, сносками, комментариями, примечаниями и пр. Подобного рода положения были закреплены ранее в советском законодательстве, но фактически не применялись на практике в связи с отсутствием реальной ответственности за их нарушения.

Введение подобных положений в настоящее время выглядит довольно абсурдным. Остается надеяться, что судебная практика пойдет по пути ограничительного толкования законодательных положений. Согласно вводным положениям к ГК РФ ст.

Толстого и другие произведения. В отношении объектов смежных прав законодатель теперь достаточно отчетливо определил, что под охрану подпадают также исполнения, фонограммы, вещание телерадиопередачи , созданные и записанные даже в период до появления в отечественном законодательстве положений об охране смежных прав. Такая охрана предоставляется, разумеется, только если не истекли действующие в настоящее время сроки охраны смежных прав. Ранее существовала и в настоящее время продолжает действовать двухчленная система авторских договоров об использовании произведения:.

Все это потребует проявления особой бдительности как от авторов, их наследников, так и от лиц, использующих произведения. В четвертой части ГК РФ предусмотрен несколько отличный от ранее действовавшего подход к законодательному регулированию случаев коллективного управления имущественными авторскими правами. Организации по коллективному управлению по-прежнему могут создаваться любыми заинтересованными правообладателями, но при этом допускаются два варианта осуществления коллективного управления:.

Положения о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительных прав и применении иных мер защиты прав остались фактически неизменными. Целесообразность включения данных положений в ГК РФ с использованием подобных формулировок, оставляющих возможность для произвольного усмотрения и принятия спорных решений, вызывает значительные сомнения. Заслуживает отдельного упоминания решение при принятии четвертой части ГК РФ вопроса об использовании изображений физических лиц.

Autodesk - Соблюдение условий лицензирования - Ответственность за нарушение авторских прав, предусмотренная законодательством Российской Федерации

Данный вопрос, хотя и не относится непосредственно к сфере интеллектуальной собственности, тесно связан с ней, поскольку изображения граждан часто оказываются включенными в видеозаписи, содержатся на фотографиях и в произведениях изобразительного искусства. Вводный курс Ответственность за нарушения авторских и смежных прав Российское законодательство предусматривает возможность наступления гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности за нарушения авторских и смежных прав.

Гражданско-правовая ответственность Закон и Гражданский кодекс Российской Федерации позволяют правообладателям при нарушении их прав требовать возмещение убытков, пресечение действий, нарушающих права, выплату компенсации морального вреда и т. Уголовная ответственность Уголовная ответственность за нарушения авторских и смежных прав предусмотрена ст. Большого практического значения меры административной ответственности не имеют.

Претензионная работа Несмотря на то что российское законодательство, за исключением специально предусмотренных случаев, не требует предъявления претензий к нарушителям до подачи иска в суд, на практике имеет смысл попытаться урегулировать возникший конфликт в претензионном, досудебном порядке. При написании претензии может использоваться, в частности, следующая структура. Что касается приводимых в претензии юридических угроз, то в зависимости от ситуации они могут быть самыми разными, включая, например, упоминание о возможности: Вы проиграли процесс, но вы должны быть довольны моей речью.

В основу ее положены три основных принципа: Иногда в качестве принципов Бернской конвенции выделяют также: Перечислим кратко права, которые специально предусматриваются и гарантируются Бернской конвенцией: В Бернской конвенции предусматриваются два случая установления так называемых принудительных лицензий: Сильный зверь слон из земли Персиянской. Рисунок неизвестного московского гравера. Римская конвенция Возникновение необходимости охраны смежных прав было связано с научно-техническим прогрессом, с появлением различных способов звуко— и видеозаписи, распространением радио— и телевизионного вещания.

Римская конвенция основана на закреплении двух принципов: Двусторонние соглашения Двусторонние соглашения, заключенные в разное время СССР и Россией с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией, предусматривали взаимное предоставление сторонами национального режима охраны авторских прав. Соглашение TRIPS Соглашение о правовых аспектах прав интеллектуальной собственности Соглашение TRIPS , входящее в пакет документов о создании ВТО, предусматривает обязательность предоставления всеми участвующими странами охраны: Российская Федерация готовится к вступлению в ВТО.

Правообладатели В законе термин никак не определяется и используется в самых разных значениях. Рисунок Якопо де Барбари. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах. Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение: Сфера действия авторского права 1.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: Произведения, являющиеся объектами авторского права. Объектами авторского права являются: Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Авторское право составителей сборников и других составных произведений. Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений. Авторское право на аудиовизуальные произведения. Авторами аудиовизуального произведения являются: Авторское право на служебные произведения. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: Право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: Использование произведений путем репродуцирования. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли: Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения: Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия автора или иного обладателя исключительных прав и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст декомпилировать программу для ЭВМ или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий: Срок действия авторского права.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Переход авторского права по наследству. Авторское право переходит по наследству. Ответственность по авторскому договору. Сфера действия смежных прав. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если: Права производителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если: Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и или на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: Р ; имени наименования обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы.

Кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права: Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.

Права организаций эфирного вещания. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации эфирного вещания разрешать осуществление следующих действий: Права организации кабельного вещания. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации кабельного вещания разрешать осуществление следующих действий: Срок действия смежных прав. Цели коллективного управления имущественными правами.

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Функции организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции: Обязанности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности: ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ. Технические средства защиты авторского права и смежных прав. В отношении произведений или объектов смежных прав не допускаются: Информация об авторском праве и о смежных правах. Гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: Конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав. Основные изменения в сфере авторского права затронули: Такое право действует в течение 25 лет после года обнародования произведения. Виды авторских и смежных прав Существенных изменений перечня авторских и смежных прав и толкования связанных с ними понятий воспроизведение, распространение, сообщение и т. Сроки охраны авторских и смежных прав Согласно вводным положениям к ГК РФ ст. Ранее существовала и в настоящее время продолжает действовать двухчленная система авторских договоров об использовании произведения: Коллективное управление авторскими и смежными правами В четвертой части ГК РФ предусмотрен несколько отличный от ранее действовавшего подход к законодательному регулированию случаев коллективного управления имущественными авторскими правами.

Организации по коллективному управлению по-прежнему могут создаваться любыми заинтересованными правообладателями, но при этом допускаются два варианта осуществления коллективного управления: Защита авторских и смежных прав Положения о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительных прав и применении иных мер защиты прав остались фактически неизменными.

К числу нововведений, заслуживающих особого упоминания, относятся: Использование изображений физических лиц Заслуживает отдельного упоминания решение при принятии четвертой части ГК РФ вопроса об использовании изображений физических лиц.

В случае, если одно нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации совершено действиями нескольких лиц совместно, такие лица отвечают перед правообладателем солидарно. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования: